Coil: спираль тёмной любви
От редакции. Оригинальный текст был опубликован в октябре 2009 года в журнале “Квир”, в рамках онтологической партизанщины и семантического терроризма. Нынешний вариант мне хотелось бы посвятить памяти Питера, ушедшего от нас в ноябре 2010 года.
Джон Бэланс и Питер Кристоферсон… Очень странно сейчас снова, как старый патефон (или, скорее, как милую сердцу кассету со школьного выпускного), заводить разговор о группе Coil. Словно действительно переносишься в прошлое и шкурой чувствуешь заново взлеты, падения и перипетии души, так хирургически точно запечатленные неземной, нездешней музыкой.
А ведь говорить о них нужно. Хотя Википедия аттестует Coil как «один из самых известных и влиятельных индустриальных коллективов в истории музыки», эти простые британские парни заслуживают скорее звание «самых необычных и двойственных». О Койлах, например, могут не подозревать прыщавые продавцы-консультанты в пафосном магазине габаритами с самолетный ангар.
И наоборот — встреченный в три часа промозглой московской ночи стареющий алкаш поведет вас к себе домой и, поправляя очки и жмурясь от предвкушения, осторожно извлечет с антресолей реликт: потертый, еще оригинальный конверт с винилом Love’s Secret Domain. Прикасаясь к нему, читаешь пальцами безвозвратно затонувшую эру — когда мальчики метали молнии в вечность на рейвах, когда исполинская красная гадина СССР готовилась последний раз щелкнуть в воздухе челюстью и замереть навсегда, когда Люцифер парил в небе над Лондоном, а у богобоязненных граждан мира екало сердце все чаще и громче— напрасно, как выяснилось.
В России есть феномен, который можно условно-шутливо назвать «народной музыкой». Разумеется, помня, об исконном различии «народа» и электората. Родные, народные русскому человеку по разным причинам были и есть Depeche Mode (кто застал «прическу под Гэхэна»?), Deep Purple, Queen и даже Rammstein. Target audience «Койлов» как двадцать лет назад, так и сейчас — вполне четкая прослойка рассерженных молодых людей, чьи бритые головы и татуированные черные солнца мелькали в дыму на концертах. Люди, готовые разбить голову не за 14/88 — но о сияющий камень Абсолюта, чья эфемерность рождает «тонкую, едва уловимую красоту человеческого горя, которую не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка», как в замыленной чеховской фразе.
За что Coil любили и любят в березоводочном заповедном краю? За алкоголизм, наркоманию и поэтический эскапизм вокалиста Джона Бэланса, такой близкий сердцу поколения, недалеко, по сути, ушедшего от Высоцкого и Джо Дэссена (вообще наверное тут резонней вспомнить Башлачева, который задолго до Бэланса научился летать вниз – А.Т.). За старательный безумный hand-made с пятнами крови и странными знаками.
За азарт в поиске бесчисленных полумифических синглов и сувениров, на почве охоты за которыми схлестнулось, срослось столько судеб. За таинственную атмосферную «английскость» и кроулианскую магию, за внутричерепной экстремизм. За близкую детям совка всестороннюю непрактичную образованность — с посвящениями песен Сан Ра и Пазолини и цитатами из манускриптов. За теплые, понятные расхлябанность и спонтанность, за пересоздание Мифа. В эпоху масс-медиа и пронизывающей вседоступности, галеон электронных богов Бэланса-Кристоферсона выглядел осколком иных, фиктивных времен, вмороженном в безвременье темной фанатской любви.
Coil понимали и ценили любовь, платя той же монетой. К дате своего первого российского выступления в ДК имени Горбунова, прошедшего четыре дня спустя 9/11, они выпустили два эксклюзивных сборника «Пособие для начинающих: Глас Серебра» и «Пособие для кончающих: Волос Злата».
С чувством юмора у них тоже все всегда было в порядке, в лучших традициях поп-оккультизма («we’re all sicksicksick from sixsixsix» — пел хороший друг «Койлов» Дэвид Тибет из Current 93) билет на выступление стоил 666 рублей. Ровно через год, когда они вернулись, чтобы попасть в «Точку» нужно было раскошелиться уже на 777 (привет, Хоронзон – А.Т.) рублей, а в качестве (рекурсивного) бонуса прилагалась кассета с записью концерта № 1.
Третьего акта не было и не будет уже никогда. Бэланс и Кристоферсон не афишировали, и не скрывали свою гомосексуальность, а, как и подобает людям нового свободного века, воспринимали ее как нечто абсолютно нормальное. Они просто работали — открывая своим братьям, все ширящемуся кругу духовной семьи тайны и музыку космоса, Луны, Солнца и внутренних звезд, вершки и корешки, советовали есть брокколи, всегда говорить «спасибо», и следить, чтобы количество крови в алкоголе не превышало допустимую норму.
«Ключ к радости — неподчинение; нет вине, нет стыду» — таков пароль для входа в их мир.
Остальное — уже стремительно бронзовеющая история. Как в 1983 году Coil выпустили альбом How To Destroy Angels с подзаголовком «Ритуальная музыка для аккумуляции мужской сексуальной энергии». Пластинка была посвящена богу войны Марсу, во славу которого гремели мечи и ритуальные гонги, просчитанные с математической точностью.
Как гремели в британском — и почти сразу же мировом андеграунде завораживающий алхимический диск Scatology (изначально Funeral Music For Princess Diana)в 1984, в 1986— разъедающий душу Horse Rotorvator, все десять песен которого — гимны смерти, и, конечно же, Love’s Secret Domain в 1991, изменивший представление о том, какой вообще может быть — и должна быть музыка.
Как веселенький диско-хит Tainted Love они превратили в мрачную гей-балладу, посвященную смерти от СПИДа. Вся выручка от продаж сингла была переведена в благотворительный фонд. Вкрадчивое, безнадежное видео на эту песню, снятое Питером Кристоферсоном вошло в нью-йоркский Музей современного искусства как экспонат (впервые в истории) и по сей день заставляет затаить дыхание на эти несколько минут, пока сладкий яд ars moriendi, искусства правильного умирания просачивается через глаз внутрь.
Начав как движение, как вторая волна молодежной энергии, как британские мушкетеры шестидесятых, 20 лет спустя, Coil к концу своей биографии оказались почти в полном одиночестве, когда старые львы Берроуз и Дерек Джармен оставили мир, а новых вдруг не оказалось. Пробовали наладить контакт с молодыми да выдающимися — Nine Inch Nails — но что-то пошло не так.
Astral Disaster как и все последние «лунные» альбомы группы — сама спокойная темная жизнь, всплывающая из глубина спокоен и нетороплив, учит видеть архипелаги в грязи сточной лужи и танец снов в заснеженном парке, красота, мощь и спокойствие, догоревший костер, в последний миг вспыхнувший парой вещей, изданных уже после трагедии.
Приходивший на концерт «Койлов» участвовал в мессе, в шаманском путешествии вне связи времен, на скором поезде в глубь себя, в то самое хорошо, где нас нет, разрешал парадоксы полярностей. Парил в растворяющей матрице музыки, как уменьшающаяся клетка под микроскопом.
Coil начали давать концерты лишь в новом тысячелетии, и билеты шли нарасхват. Люди подсаживались на их музыкальную магию, желая больше, глубже. Последний форпост, где поддерживается контакт с заоконьем, с таинственным миром свободной любви и магии, болтающаяся в темноте ниточка личного спасения, счастье для всех и каждого.
Ниточка оборвалась 13 ноября 2004, когда на сайте группы появилось краткое сообщение, что погиб Джон Бэланс. Он просто выпал из окна своего дома. Так нелепо и необратимо.
Ему было 42 года, зазеркальный кислотный привет Элвису Пресли.
Последний диск Coil, название которого утвердил Бэланс был
…And the Ambulance Died In His Arms.
Адам Тарот
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: